Главная » Блог » Координаты мест стоянок » Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога: за кадром, или воспоминания непутёвой походницы. Часть первая.

- С каждым днем запас еды будет уменьшаться, а рюкзак становиться легче.
- Легче? Чтобы мой рюкзак стал легче, мне нужно не просто съесть весь запас еды, но и половину своих вещей в придачу!

Мишка расхохотался. Хорошо, что он не заметил тонкие нотки отчаяния в моих словах. А ведь в тот момент я уже была готова бросить здесь свой ненавистный рюкзак, подняться налегке к дороге и на ближайшей попутке отправиться в Иркутск. Болело и ныло все: шея, плечи, спина и особенно ноги. С каждым новым шагом тело стонало и требовало немедленно остановиться.

- Ладно, давай немного отдохнём.

Я с радостью сбросила рюкзак с плеч и уселась на траву, вытянув перед собой ноги. В первые несколько часов нашего пешего маршрута я ещё как-то успевала смотреть по сторонам, наслаждаясь байкальскими красотами, но уже к вечеру поняла, что любование природой сильно меня замедляет, а потому сосредоточилась исключительно на дороге. Перед глазами мелькала лишь бесконечная череда рельс и шпал, а я все шла и шла вперёд, отсчитывая количество пройденных километров…

К поездке, которую мы стали планировать ещё весной, я старалась подготовиться заранее. Выходила в выходные дни на пробежку, поднималась с рюкзаком, набитым вещами, по лестнице с первого этажа на девятый, много ходила пешком. И всё же реальный поход оказался намного сложнее и тяжелее, чем мои еженедельные изнуряющие тренировки. Я невольно задумалась о том, что практически ничего в моей жизни не давалось мне легко. Но я ничуть об этом не жалела. Счастье от проделанной работы гораздо слаще и приятнее, когда знаешь, что результат был достигнут благодаря твоим стараниям и труду.

Я посмотрела на спокойные и чистые воды Байкала, сливающиеся на горизонте с безоблачным небом, и сердце моё забилось чаще. Наверное, именно так и выглядит океан, который я всегда мечтала увидеть. Сибирь влюбила в себя сразу же. Стоило мне только ступить на землю, поросшую высокой травой с разноцветными цветами, взглянуть на озёрную гладь и прикоснуться к изрезанным ветрами скалам, как я поняла, что назад пути уже нет. Я ни секунды не сомневалась в том, что должна была здесь оказаться и пройти столько, на сколько хватит моих сил, как бы трудно это не было.

Мысли о «побеге» мгновенно исчезли. Внутри себя я почувствовала огромную силу, которой должно было хватить, если не до конца нашего пути, то хотя бы до конца дня. И это стало моей маленькой победой над собой в вечной борьбе с собственной ленью, страхами и нездоровой меланхолией.

Палатку в тот день мы поставили на краю отвесного берега, поросшего травой. Пока Миша разводил костёр, ходил за водой и готовил ужин, я бесполезно кружилась вокруг него, поражаясь тому, сколько энергии в нём осталось после первого дня похода. Когда он сказал, что совсем не устал, а потом ещё полночи возился с удочкой, я задумалась о том, что он, возможно, робот. Хотя эту дурацкую мысль я развить не успела, потому что, как только моя голова коснулась скатанного валика из флисовой толстовки, заменившей мне подушку, я мгновенно уснула.

***
В воздухе пахло дождём. Пока Миша ходил к источнику, чтобы пополнить наши запасы воды, я надела дождевик, натянула непромокаемую накидку на рюкзак и с нетерпением стала ждать первых капель.
Перед поездкой я много читала о том, что дожди на Байкале – частое явление. Сильный ливень может начаться в любое время, а потому нужно быть готовым к любым переменам погоды.
Кому-то поход в дождь покажется ужасным. Мокрые ботинки, грязь и промозглый ветер могут испортить настроение любому, даже опытному туристу. Но только не мне!!! Для меня идти в дождь – самое настоящее удовольствие.
Когда я шла по шпалам, пробираясь сквозь крупные капли дождя, бившие меня по лицу, то ощущала себя настоящим первопроходцем, отчаянным моряком, ведущим свой корабль в шторм. Это было незабываемо. Казалось, вся мощь водяной стихии в одно мгновение обрушилась на западное побережье Байкала.

На удивление идти было очень легко. Я почти не думала об усталости и боли в ногах и была готова двигаться вперёд, пока солнце не скроется за скалами. Туманный лес, озеро в пелене дождя и блестящая от влаги зелёная трава навсегда останутся в моей памяти, как одно из самых необычных приключений.

В этот день обед у нас был особенным. Поскольку дождь даже и не думал прекращаться, мы расположились в ближайшем туннеле, где на горелке приготовили простенький супчик. На низком небе свинцовые облака, завывает ветер, а мы сидим возле рельс под каменными сводами туннеля, любуемся красотой сибирской природы и наслаждаемся горячим обедом. Вот они – те самые незабываемые моменты, ради которых ты проходишь километры дорог с тяжеленным рюкзаком за плечами!
Пока мы с аппетитом уплетали суп, дождь прекратился. Небо прояснилось, туман, простирающийся над Байкалом, развеялся, и, выйдя из туннеля, мы впервые за два дня пути увидели противоположный берег озера. Перед нами предстало огромное пространство, заполненное кристально чистой водой и окружённое со всех сторон высокими скалами. Мы стояли на краю крутого склона, усеянного дикими цветами, и смотрели на синюю полоску гор в молочных облаках. Это был один из самых изумительных пейзажей, которые я когда-либо видела в своей жизни.

Вечером, лежа в палатке, мы рассуждали о том, что нам нужно расстаться. Правда, ненадолго. Дело в том, что, как бы я не старалась, шла я очень медленно – сил хватало километров на восемь-десять, а время на Кругобайкалку у нас было ограничено. С моей скоростью пройти расстояние примерно в 82 километра за пять запланированных дней было практически невозможно, а поскольку Миша очень хотел пройти весь путь пешком, мы решили на один день разделиться.
Засыпала я с тревожными мыслями о завтрашнем дне. Перспектива оказаться одной где-то в Сибири, не имея ни карты, ни малейшего представления о том, что я буду делать в случае, если опоздаю на поезд, меня пугала. Но в тоже время я безумно была этому рада, предвкушая предстоящие испытания и приключения.

Всю ночь орали чайки. Кстати о птичках. Чайки на Байкале просто гигантские! А ещё они умеют подражать звукам людей и животных. Да-да! Я не шучу. Чайки умеют мяукать, хрюкать и демонически хохотать.

***
Вот что меня больше всего раздражало в нашем походе, так это ежедневная распаковка-запаковка рюкзака. Каждое утро, чтобы собрать после очередной ночёвки вещи, еду и снаряжение, нам приходилось практически заново паковать свои рюкзаки. Для меня это было настоящим мучением. Я постоянно натыкалась на вещи, которые вряд ли бы вообще пригодились мне в летнем походе, взятые на так называемый "всякий случай" и теперь занимавшие добрую половину моего рюкзака.

Пока я изо всех сил пыталась запихнуть пуховые носки, мимо нас проехал поезд, и послышалось сердитое мычание коров. К слову, лошади и коровы – единственные животные, которых мы видели на своём пути по Кругобайкальской железной дороге. А я всё ожидала встретить бурундуков. Эх...

Когда я наконец-то засунула носки в рюкзак, то решила не ждать Мишку, а сразу отправиться к пункту своего назначения. План был такой: Я должна была дойти до ближайшей станции, сесть на "мотаню", проехать около тридцати километров на поезде и встретиться с Мишкой в посёлке Шумиха, куда он должен был прийти пешком.

Небольшая ремарка: "мотаней" на Байкале называют поезд, состоящий из двух плацкартных вагонов и подвижного состава, курсирующий туда-обратно четыре раза в неделю. По своей сути – это дешёвая альтернатива туристическому поезду "Кругобайкальский экспресс" с дымящим ретро-паровозом 19 века, стоимость путёвки на который превышает три с половиной тысячи рублей (для сравнения: билет на "мотаню" от начальной до конечной станции стоит всего 98 рублей).
Где-то через полкилометра перед моим взором предстал удивительно живописный скалистый мыс с узкой бухтой посередине. Я остановилась и решила подождать Мишку, чтобы вместе с ним полюбоваться этой красотой. Вскоре он нагнал меня, и мы сделали несколько замечательных снимков, запечатлев потрясающий байкальский пейзаж.

Именно здесь, в этом прекрасном месте, нас неумолимо настигло время неизбежного расставания. Мы должны были разойтись сейчас, чтобы вскоре снова встретиться и пройти этот путь вместе. Это было абсолютно правильное решение. Когда ты путешествуешь с кем-то, очень важно, чтобы вам было комфортно в компании друг друга, иначе дорога окажется полной катастрофой. Я видела, как Мишка мучается из-за того, что мы проходим слишком маленькие расстояния, и меня это удручало. Дать возможность каждому из нас насладиться одним днем одиночества – было единственным спасением нашего совместного похода от ненужных ссор и выяснения отношений. Я осознавала это настолько чётко и ясно, что не могла не улыбаться, глядя вслед удаляющемуся по железной дороге человеку, с которым мы прошагали ни одну сотню километров вместе...

Автор: Галина Коржова, продолжение следует...