По пути в Архангельск
Нежданный, но такой потрясающий вираж путешествия по русскому северу. После Кия, по пути в Архангельск, сделали крюк и заехали в деревню Ворзогоры. И - как будто очутились в кадрах "Атлантиды русского севера" - фильма, оказавшимся последней точкой, после которой мы уже точно не могли не поехать в эти края.
Ворзогоры - древняя поморская деревня на холме на берегу моря, в которой до революции было несколько сотен дворов, засеянные гектары полей, множество скотины и собственное кораблестроение, считавшееся лучшим на этом берегу. Да и после революции местный колхоз был передовым. Поморы работали и жили, не существовали. В 90-е, как и практически повсеместно, всё рухнуло.
Чудо этой деревни - деревянная церковь, которая стоит тут с 17 века. Она пережила советское время, но каждый год приближал конец этого невероятного творения умелости русских мастеров. Благодаря стечению обстоятельств, но больше - из-за силы духа нескольких человек, церковь получила новую жизнь и поражает своим великолепием приезжающих гостей и интересующихся.
Но эта история не о религии и конкретной церкви. В широком смысле - это история о том, как крепкие люди смогли преодолеть разруху и безысходность и возродить маяк, твердо заявляющий о том, что они не сломлены и будут жить. Церкви всегда были символом деревень. Если стояла церковь, это означало, что деревня живет.
И с другой стороны, люди возродили что-то прекрасное и глубинно важное, не относящееся к получению выгоды, навязываемой обществом потребления. Это важный культурный знак. Чем больше таких маяков будет по всей России, тем больше надежды на то, что мы переломим вектор и сможем сохранить себя и свою самоидентичность. А значит - будем развиваться.
У Ворзогор сегодня как будто новая жизнь. Это ощущение разлито в воздухе, в горящих глазах местных и переселившихся жителей. Неделю назад сюда приезжала международная группа, которая составляет список 20-ти самых красивых деревень мира.
Автор статьи: Михаил Буторин